Женщина перенесла заболевание новой коронавирусной инфекцией, получила инвалидность и потеряла работу

Суд посчитал, что все это не освобождает ее от исполнения обязательств по кредитному договору — надо было заранее предусматривать наступление негативных последствий.

Женщина перенесла заболевание новой коронавирусной инфекцией, получила инвалидность и потеряла работу

Сыктывкарский городской суд рассмотрел дело по иску банка к сыктывкарке. Кредитная организация требовала расторгнуть договор с женщиной и взыскать с нее задолженность по выданной ссуде.

Как следует из материалов дела, кредитный договор был заключен еще в августе 2016 года. По нему женщина получила потребительский кредит в размере 177 тыс. рублей (информация о процентной ставке и о сроке кредита из решения суда специально вычеркнута). Сыктывкарка должна была ежемесячно выплачивать деньги, но в какой-то момент перестала это делать. В суде она объяснила, что не могла исполнять обязательства по договору в связи с перенесенным заболеванием новой коронавирусной инфекцией, получением инвалидности и увольнением с работы.

В итоге к середине января 2021 года общая сумма задолженности перед банком составила 89,2 тыс. рублей: 73,2 тыс. рублей — основной долг, 13,7 тыс. — просроченные проценты, 1,7 тыс. — неустойка за просроченный основной долг, 0,6 тыс. — неустойка за просроченные проценты.

Доводы женщины судом не принял, сославшись на нормы Гражданского кодекса и постановления пленума Верховного суда России. «Для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела», — говорится в решении.

Суд указал, что отсутствие у должника денег по общему правилу не является основанием для освобождения его от ответственности за неисполнение взятых обязательств. Однако если отсутствие средств «вызвано ограничительными мерами, в частности запретом определенной деятельности, установлением режима самоизоляции, то оно может быть признано основанием для освобождения от ответственности».

По мнению суда, наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали.

«Ухудшение материального положения и здоровья не освобождает заемщика от исполнения принятых на себя обязательств по кредитному договору. При проявлении должной степени осмотрительности при заключении кредитного договора ответчик мог и должен был разумно предвидеть возможность изменения своего материального положения, в том числе в связи с потерей работы, болезнью», — указал суд, добавив, что женщина может обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения.

В итоге суд расторг кредитный договор и обязал сыктывкарку выплатить банку 89,2 тыс. рублей, а также заплатить 8,8 тыс. рублей госпошлины. Решение в законную силу пока не вступило.

  • :