Операция «Печорский десант»

Шла Великая Отечественная война. Республика Коми находилась в глубоком тылу. До линии фронтов, где происходила ожесточенная битва с фашистскими захватчиками, тысячи километров. Но Республика делала всё возможное для достижения быстрейшей победы над злейшим врагом. На защиту Отечества ушли тысячи мужчин и женщин. Народное хозяйство было переведено на военные рельсы. С каждым днём нарастали объемы производства важнейшей стратегической продукции и прежде всего для нужд фронта. Днём и ночью по железной дороге в Ленинград, другие промышленные центры, на оборонные предприятия идут поезда с углём, нефтепродуктами, пиломатериалами и другой продукцией.

Немецкие стратеги знали и понимали роль Коми АССР. Сейчас известно, что в 1942 г. генштаб вооруженных сил фашистской Германии подготовил так называемую «Инструкцию для вторжения». В ней подробно говорилось о строительстве железной дороги до Воркуты, перечислялись какие полезные ископаемые имеются в Северо-Восточной России, названы крупные промышленные предприятия. В разделе «Значение Северо-Восточной России, (имеется в виду Коми АССР) подчеркивается: «Принято думать, что Северо-Восточная Россия не играет сколько-нибудь значительной роли. Но не нужно однако, забывать, что удельный вес края в результате его развития за последние годы в известной мере возрос. Нельзя также пройти мимо наличия чрезвычайно многочисленных принудительных рабочих, число которых по некоторым данным достигает несколько миллионов человек. После падения Мурманска и Архангельска Восточная Россия была бы единственным местом Советов на Севере к мировому океану...».

Руководители фашистской Германии, её вооруженных сил делали всё возможное, чтобы обеспечить успех в осуществлении своих вероломных планов. Немало усилий они прилагали для того, чтобы дезорганизовать советский тыл. С этой целью за сотни и тысячи километров от фронта забрасывали шпионов, диверсантов и целые десанты.

Один из них был заброшен на северо-восток в Архангельскую область в октябре 1942 г. Как позднее выяснилось, состоял он из закалённых, подготовленных людей, отличавшихся особой дерзостью и стойкостью. Но благодаря находчивости и отваге радиопеленгаторов, солдат и местных жителей десант был уничтожен под г. Каргополем.

Второй серьёзной попыткой проникнуть в глубокий тыл на северо-восток страны надо считать заброску вражеского десанта в Коми АССР в район нынешнего города Печоры.

В ночь с 5 на 6 июня 1943 г. два немецких самолёта незаметно со стороны Карского моря проникли в воздушное пространство над территорией Коми АССР и двенадцать десантников, одетых в военную форму войск НКВД Союза, высадились на территории бывшего Кожвинского района, близ нынешнего совхоза «Кедровый Шор».

Высадка десанта в этом районе штабом Абвера была выбрана неслучайно. Немецкие разведчики знали, что здесь на севере большая концентрация лагерей, где содержится, по их понятиям, «наиболее враждебный советской власти» состав населения. Кроме того здесь леса и болота, населённых пунктов мало и в то же время наличие большого количества объектов, уязвимых в диверсионном отношении. Прежде всего, конечно же, Северная железнодорожная магистраль. Достаточно было взорвать железнодорожный мост через реку Печору в районе посёлка Кожвы, так было бы приостановлено снабжение печорским углём нужд фронта и прежде всего Северного морского флота. А мостовых переходов на печорской магистрали десятки.

Как теперь известно, перед десантом были поставлены и другие опасные задачи. Одна из них – подготовить площадку для приёма вооруженного десанта значительной численности, который мог бы освободить заключённых из многочисленных лагерей НКВД, расположенных в этом районе, вооружить их и поднять восстание против Советской власти, организовав таким образом новый фронт в тылу на севере страны.

О масштабах и целях задуманного фашистами можно судить и по экипировке десантников оружием, боеприпасами, снаряжением. Десантники и предназначенное для них оснащение были сброшены на 34 парашютах. Оружия целый арсенал: 12 автоматов, столько же парабеллумов, 48 наганов, 5 пистолетов, ручной пулемёт, ротный миномет, 10 тыс. патронов, около 300 килограммов взрывчатки в шашках, подрывные батареи, бикфордов шнур, запалы, капсули, гранаты разных систем, мины противопехотные и магнитные.

На парашютах было сброшено и снаряжение: радиостанция с динамо-машиной, ракетницы, бинокли, сапёрные лопаты, фонари, топоры, пилы, валенки, унты, полушубки, плащпалатки, аптека с хирургическими инструментами и даже накомарники. Запасы продовольствия были рассчитаны на обеспечение десантников в течение месяца.

Всего, как стало потом известно, у вражеских диверсантов было 63 наименования снаряжения, в том числе имелись карты с подробными данными о железнодорожных мостах, лагпунктах, имелись незаполненные чистые бланки различных удостоверений, гербовые печати органов НКВД, армейских частей, различные документы с вымышленными фамилиями.

Абвер (орган военной разведки и контрразведки фашистской Германии) позаботился о диверсантах, снабдив каждого из них безупречно изготовленными советскими документами, а также деньгами и даже продуктовыми карточками. Всё это свидетельствует о том, как тщательно готовился этот десант, и какое придавалось ему значение.

Вражеские лазутчики перед отправлением в Коми АССР не только вооружались и экипировались в соответствии с заданием. Они прошли необходимую подготовку. Эту подготовку десантники прошли в одной из диверсионных школ Абвера близ г. Риги. Именно оттуда на двух четырехмоторных самолетах, бомбардировщиках, прибывших из Берлина, лазутчики были переброшены на побережье Северного моря в г. Нарвик (Норвегия).

6 июня 1943 г. в Наркомат внутренних дел Коми АССР поступила из посёлка Канин срочная телеграмма: «Сегодня в 3 часа ночи недалеко от Кожвы на высоте 150-200 м с юга на север пролетели без опознавательных знаков два самолета типа «Дуглас». Естественно, сразу же у руководства республики возникли вопросы: откуда здесь на нашем далеком севере эти самолеты? Почему они прилетели без всяких согласований и воровским образом летают глубокой ночью? Возникло сомнение, не фашистские ли это самолёты? Но ответа на эти вопросы не было. Из Сыктывкара в Кожвинский (ныне Печорский) район были даны указания быть готовыми к возможным неожиданностям. Поступившая 8 июня в адрес первого секретаря обкома ВКП(б) (Всесоюзная Коммунистическая Партия (большевиков)) А. Г. Тараненко телеграмма секретаря Кожвинского райкома партии несколько прояснила обстановку. В ней говорилось: «По сообщению директора совхоза «Кедровый Шор» в 3 часа утра в районе Конецборского сельсовета выброшен вооруженный немецкий десант в количестве 12 человек. Два из них сдались в плен. Посылайте отряд для ликвидации десанта. Безгодов».

В район высадки десанта срочно направлена группа оперативных работников Наркомата внутренних дел республики во главе с наркомом. Туда же прибыли бойцы военизированной охраны лагерей и работники Ухтпечлага, Печорлага. Но эти силы не были задействованы, так как уже имелось сообщение: «Ликвидация вражеского десанта закончена в 18 часов 8 июня».

Теперь, с высоты прошедших лет, можно смело утверждать, что если бы планы гитлеровцев осуществились, нашей стране был бы нанесён огромный урон. Осуществить намеченные планы врагу не удалось только благодаря мужеству и самоотверженности находившегося в составе немецкого десанта нашего земляка Александра Гаевича Доронина.

В архивах Министерства обороны имеется документ, что лейтенант Александр Доронин, находясь на фронте, в феврале 1943 г. пропал без вести. В любой войне бывали и пленные, и пропавшие без вести. Эти потери – неизбежные спутники вооруженных столкновений.

  • :