Старейшему ветерану МВД по Коми и Великой Отечественной войны Федору Симпелеву исполнился 101 год
Самому старейшему ветерану МВД по Республике Коми и Великой Отечественной войны Федору Симпелеву сегодня исполнился 101 год. Одним из самых значимых периодов жизни считает время, когда он служил Родине: девять лет в рядах Красной Армии и 26 лет – в отделе милиции исполкома Сыктывкарского горсовета.
Ф.Симпелев родился 26 июня 1919 года в селе Большелуг Корткеросского района в крестьянской семье. Окончил четыре класса церковно-приходской школы. В сентябре 1939 года был призван на службу в Красную Армию.
"В июне 1941 года мой срок службы подходил к концу, - вспоминает Федор Григорьевич. - 22 июня на утреннем разводе командир сказал, что вышел приказ о том, что к августу все, кто отслужил свой срок, будут уволены в запас. А сегодня такие-то идут в увольнение. В их числе оказался и я. Мы с товарищами успели отойти от расположения части на несколько метров, как нам приказали вернуться. Мы узнали, что началась война".
"Кругом дым и грохот, а мы строим и строим"
В мае 1943 года в Казахстане формировались понтонно-мостовые подразделения железнодорожных войск. Туда и попал 23-летний Федор Симпелев. Определили командиром отделения путейщиков и направили его часть в состав 2-го Украинского фронта, а затем Воронежского и Степного фронта.
Несмотря на давность событий военных лет, ветеран помнит, как под вражеским огнем строили и восстанавливали мосты, железнодорожные пути, переправы. Как немцы тут же стремились их вновь уничтожить. И как это заставляло придумывать нестандартные схемы противостояния атакам немецких захватчиков.
Под Кременчугом Федор Симпелев был ранен. Два месяца в медсанчасти – и снова в строй.
Самым запоминающимся в мостостроительной эпопее для Федора Симпелева стало восстановление Крюковского моста через реку Днепр шириной в километр в Кременчуге. В конце 1943 года Сталин дал приказ: восстановить мост за месяц, да так, чтобы под ним весной могли пароходы проходить.
"Строили мост высотой 20 метров из дерева днем и ночью, - вспоминает ветеран. – Работали в две смены. В каждой смене – по пять тысяч человек. Обед подвозили прямо к реке. На обед – суп на воде с краюхой хлеба. Кругом бой идёт, в небе немецкие самолёты летают, их тут же нашими зенитками подбивают. Кругом дым, грохот, а мы строим и строим. От невыносимого шума – из ушей кровь. Потом сообразили, что уши можно ватой затыкать – этим и спасались. Мост был построен за 32 дня и 12 января 1944 года сдан в эксплуатацию".
"Война – всё! Совсем всё!"
Победу Федор Симпелев встретил в маленьком поселке в тридцати километрах от Вены.
"Недалеко от нас румынский полк стоял, - рассказывает Федор Григорьевич. – Дороги чистить нам помогал. Вот от них, румынских солдат, мы и услышали дорогие слуху слова: "Рюс! Война всё! Совсем всё!".
На Родину Федор Симпелев вернулся только в 1949 году. До этого было еще много событий, которые как будто не давали пути домой. Начиная с того, что пришедший приказ о демобилизации до солдат долго не доводили.
В отделе милиции исполкома Сыктывкарского горсовета Федор Григорьевич прослужил 26 лет. Семь из них на рынке дежурил – карманников ловил.
"Горожане боялись ходить на рынок, - вспоминает ветеран. – Там воры и жулики чувствовали себя как рыба в воде. Пришлось поработать. Потом люди удивлялись, куда все воришки подевались?"
Федор Григорьевич вспомнил, как много лет спустя он встретился в санатории с одним из своих "подопечных", промышлявшего в свое время кражами в Сыктывкаре. Узнав милиционера, бывший карманник обратился к нему с просьбой: "Не говорите никому про мое прошлое, а то со мной в комнате никто жить не захочет. Я не ворую. Живу в Выльгорте. Приходите в гости". Бывший страж порядка дал слово молчать.
Сами карманники уважали милиционера Ф. Симпелева, признавались: "Под его неусыпным оком трудно воровать". Многие после бесед со стражем порядка решали для себя прекратить заниматься нехорошим делом.
Много раз Федору Григорьевичу предлагали вышестоящие должности в разных подразделениях милиции. Отказывался. Работать "на земле" ему всегда было гораздо интереснее, хотя где-то во многом сложнее. Но все сложности, признается сам ветеран, можно преодолеть, если ты верен своему делу и осознаешь его нужность.
В отставку старшина милиции Федор Симпелев вышел в сентябре 1974 года.
"Я должен дожить до ста лет!"
О том, что вражеская пуля его не возьмет, Федор Григорьевич знал. Судьба уготовила ему долгую, хоть и совсем нелегкую, дорогу жизни. Сбылось пророчество, которое он услышал в далеком детстве.
Когда Федору было семь лет, он заболел так тяжело, что родители не надеялись, что он выживет, и стали готовиться к похоронам. Пригласили батюшку для проведения обряда соборования. Но батюшка, зная мальчика как певчего церковного хора, посмотрел на него и сказал отцу: "Гриша, твой сын не умрет. Бог не допустит, чтобы певчий умер. Через неделю он встанет и проживет до ста лет".
В указанный священнослужителем срок произошло чудо: Федя попросил у мамы воду и хлеб. Болезнь отступила. Слова батюшки настолько врезались в память, что все последующие годы жизни Федор Григорьевич помнил о них и всегда говорил себе: "Я должен дожить до ста лет!".