Рождество. Светлана Михеева

Решено! Я еду к маме встречать Новый Год!

Идея пришла как-то сразу, и показалась мне великолепной, как будто кто-то на ушко прошептал! Жизнь складывалась вполне удачно. .

Младший сын ушёл служить в армию, старший Даниил тоже не был против моей поездки.

Я задумалась... Когда я с мамой последний раз встречала Новый год? Наверное, когда ещё была школьницей.

Предвкушая праздник рядом с любимой мамочкой, застолье с деревенскими разносолами, загадывание желания, разговоры до утра, свидание с родней, я села в поезд и отправилась в Москву.

Рождество. Светлана Михеева

Поезд мерно постукивал колёсами, мои мысли стремительно уносились от Усинска и через златоглавую направлялись в самое сердце Рязанской области, на мою родину, в город Сапожок. Маршрут был давно знаком.

Вечером 30 декабря я уже буду там! «Завтра, а завтра - Новый Год»! - пелось в душе.

Я всегда любила поездки. Садишься в поезд, настроение поднимается. Движение - жизнь! За окошком с начала мелькают чахлые березки, снега-снега, темнеет. Утром уже другой пейзаж. Березки по-толще и по-выше , солнце ярче, ёлки зеленее!

С детства любила поезда, купе. Чай в подстаканниках, улыбчивые проводницы, интересные попутчики, разговоры.

Дорога в этот раз была чуть ли не через всю страну и даже за границу. В планах было встретить Новый год в Сапожке, потом через Рязань- Москву в Питер к сыну в армию, затем в Финляндию и через столицу Коми, навестив старшего сына, вернуться в Усинск. От предвкушения самого любимого и волшебного праздника на душе как будто мурчал довольный жизнью котёнок.

Попивая чай под стук колес, я думала о том, что зимой в Сапожке я была лет 8 назад, дети были еще маленькими.

К родному дому подъезжала уже в темноте. Водитель, хитро улыбаясь и пожелав мне хорошего Нового года, высадил меня в центре последнюю из автобуса. Я хихикнула в ответ: если пожелал, значит, сбудется!

«Ну, наконец-то, а я жду-жду»,- суетилась возле меня мама, не зная, куда посадить и чем угостить . Я сидела за столом, вдыхая запах дома, с детства родной и знакомый , смотрела на мамочку дорогую и наслаждалась встречей. Мой внутренний котёнок мурчал ещё громче, жмурился от счастья и потягивался от удовольствия... Я дома! Слава Богу!
 

Новый год мы встретили, как полагается! Подводили итоги уходящего года, загадали желание , написав его на листочке, который сожгли под звон курантов и ,растворив пепел в бокале с шампанским, выпили! Настроение было праздничное, возвышенное! На столе лежали бананы, прикатившие из самого Усинска , с Приполярья, и почему-то нам было смешно от этого!

Все новогодние дни удались на славу!

Приближалось Рождество.

Я давно так не отдыхала. Впереди был целый месяц отпуска. Не надо было никуда спешить. В такие дни хочется слушать свою душу, наблюдать жизнь, вдыхать аромат зимнего воздуха и мечтать о чуде.
 

Я ходила гулять на речку. Мошка, заколдованная льдами, была хороша! Лыжники катались туда-сюда, от маленького мостика Верховенской свободы, до старого моста на Большую дорогу. Я ходила по зимнему льду, и у меня было удивительное чувство. Я вспоминала, как я училась здесь плавать , как ходила полоскать белье на мостушку, как отвечала на придирчивые вопросы местных тетек:

- Это кто же такая? Чьих будешь?

- Я внучка Устиновой Александры Ивановны. Дочь Тамары. Мы на Ленина живем. Света меня зовут. –

Отвечала я на вопросы.

- А, это те, которые с Севера приехали? Которые в огороде живут! - добавляла другая тетька, выжимая пододеяльник.

- Они самые! Улыбалась я.

- Помним тётю Шуру - то. На скамеечке у дома сидела, в белом платочке, со своею внучкой.

- Вот та внучка, я и есть. У самой уже двое детей, мальчишки!

-Вооот каааак..... ох, как времечко-то бежит.

На мостушке на какое - то время устанавливалась тишина. Каждый думал о своём. Только был слышен плеск воды при полоскании белья..

Да, действительно, время идёт. Семимильными шагами. Бежит. Летит.

Совсем недавно я, маленькая девочка семи лет, училась плавать на этой речке, потом мои дети здесь прыгали с тарзанки и гоняли гусей, а теперь зима, я гуляю по середине Мошки , а мой младший сын служит в армии и завтра Рождество!

Вечер перед Рождеством выдался особо тихий и светлый . Задушевные разговоры с мамочкой, ожидание первой звезды. Мама все время открывала дверь в сад и смотрела на небо:

-Есть?- Спрашивала я.

-Пока не видно. Отвечала мама

Через какое то время:

-Видно? Интересовалась я.

-Нет. Нету. Да пасмурно что ли....отвечала мама. Ну, будет. Увидим.

Я вглядывалась в ночное небо , но , увы... оно было затянуто облаками. «Жаль», - подумала я. Очень хотелось увидеть первую Рождественскую звезду.

Настала пора собираться на службу.
 

Подождав сестру Лиду, мы втроём пошли на всеношную в Николу- как ласково здесь называют храм Николая Чудотворца,

Храм был украшен большой елкой до потолка. Аромат еловых веток , сливаясь с ароматом свечей, струился по всему пространству храма. На том же месте, как и много лет назад, когда мы службу стояли с детьми, были ясли. Как красиво было в церкви! Я ощущала какую- то приподнятость и волнение. Самая чудесная ночь в году! Ночь, когда мир увидел младенца Иисуса Христа!

Женщины, дети, мужчины - все их лица были исполнены тихой радостью и благодатью. На клиросе пели дети! Так старательно, благоговейно! Отец Олег поздравил всех с праздником и сказал, что наступили Святки: время, когда надо ходить на службы в храм, предаваться святости, не грешить.

Мы отстояли всю службу . А когда вышли из храма, я взглянула на небо и оторопела ! Звезды! Яркие рождественские звезды тихо и с любовью смотрели на землю, на всех нас. Было так тихо и торжественно. Все замерло, застыло. Небо как будто говорило: «С Рождеством Христовым!

Мира, добра, счастья и любви вам, люди!»

Я любила Святки. Это было особенное время. Время ожидания чудес и волшебства! И оно не заставило себя долго ждать .

Если человеческое сердце не застыло, не заскорузло в бытие, если оно живёт в ожидании чего- то необычного, то оно рано или поздно обязательно найдёт это подтверждение в самом обычном дне, событии, вещи.

Я каждый день гуляла по городу

Мне нравилось наблюдать за прохожими на улице, покупателями в магазине, проезжающими машинами. Вдыхать свежий морозный воздух, наблюдать небо.

На Севере в это время стояла полярная ночь. А в Сапожке небо было голубое, солнышко светило ярко, и в 15:30 было светло...чудеса! А в это же время на Крайнем Севере в 14 часов на город опускалась темень. В это Рождество я впервые ясно ощутила всю необъятность матушки России.
 

Мне было интересно, чем живёт народ Сапожка, и я с охотой расспрашивала об этом, когда мне предоставлялась такая возможность.

В одну из своих прогулок я забрела в маленький магазинчик и разговорилась с женщиной по имени Вера, которая мне рассказала, что готовится к изданию вторая книга про Хлуденеву Екатерину Михайловну, не святую святую женщину. Увидев мою заинтересованность ( в нашей семье было несколько историй, связанных с именем приснопамятной Екатерины), дала телефон о. Александра.

Я отметила про себя, что все встречающиеся мне люди очень ладно и складно говорят. Певучая, насыщенная речь, да еще и эмоционально окрашенная! Правильное построение предложений, законченные мысли, я, как филолог, получала истинное удовольствие слушать. В моем Сапожке умели говорить, и не только. Умели рассказывать!

Складывая в голове полученные новости, я шла домой. На душе была благодать. Зная, что нет никаких случайных встреч,я испытывала детскую радость, предчувствуя, что впереди еще много чего интересного.

Святки- светлое время. У меня было ощущение, что кто-то добрый и невидимый открывает передо мной двери в мои мечты.
 

Удивительно! Первая книжка о Екатерине Михайловне была изучена мною вдоль и поперёк. Когда я читала истории из жизни матушки, смотрела фотографии родных мест в книге, невозможно было описать моё состояние, когда я увидела на фотографии в книге распятие Христа, до боли знакомое с детства, когда с бабушкой ходили в церковь. Я тогда пожалела, что создание книги прошло мимо меня, а ведь у меня было несколько чудесных историй, связанных с матушкой Екатериной. Тогда-то мне и пришла мысль как-то показать, представить на свет Божий мои истории, если это возможно.
 

Зная, что батюшка Александр служит в Крестовоздвиженском храме, я решила пойти на службу.

Да и Елизавету Федоровну хотелось повидать. Ведь она дала столько мне книжек про святых! С любовью называла меня «Цветочек», советовала, что читать из духовной литературы. Отца Александра я не застала.

На следующий день я пошла в храм Николая Чудотворца.

В храме я ставила свечи святым и выбирала, какие иконки ещё купить. Мой взгляд упал на маленькую иконку с изображением ангела-хранителя с крыльями. На меня тепло смотрел ангел! Я купила эту иконку и пошла домой, собираясь позвонить по дороге о. Александру.

Набрала номер, но никто не взял трубку. Позже

Батюшка перезвонил мне сам.

К моему удивлению, он стал меня расспрашивать, откуда я, интересовался, точно ли я сапожковская и в заключение сказал, мы, скорее всего, с вами знакомы. На другой день он служил утреннюю службу, пулей встав в 7 утра, я в 8 уже была в Крестовоздвиженском храме, ведь завтра я уезжала.

После службы, ожидая батюшку, я общалась с Елизаветой Федоровной. Она угостила меня конфетами и попросила погасить горящие лампадки у икон.

Я впервые стала аккуратно гасить огонёк лампадок у икон, чувствуя благоговейность момента и внимательно рассматривая лики святых. Торопиться было некуда.

Я заметила странную вещь. Когда церковь опустела и последний человек ушёл, стало тихо , как- то по-домашнему . С настенных икон на меня смотрели внимательные глаза, и чем больше я вглядывалась в них , тем они больше как будто оживали , внимательно вглядываясь прямо мне в душу.

Я неотрывно смотрела на Матерь Божью Казанскую. Я очень любила эту икону. В её лике была такая непостижимая красота, достоинство и в то же время мягкость, сердечность...

Я хорошо помнила, как в трудные времена я просила своими словами её снять с души моей страсти, потому что было невыносимо, больно, просила её о заступничестве, помощи , но я тогда даже не имела представление, что это за икона... А теперь я стою перед нею и мысленно благодарю за помощь. И ещё более всматриваюсь в её чистый лик и ощущаю всю непостижимость…

Как мало мы знаем... и что мы знаем? Как мы живем? На что тратим свое время? Почему все так? Почему именно сейчас, а не раньше? Ведь Божья Матерь эта всегда была здесь. И когда была жива моя бабушка, когда я была маленькая девочка, задрав голову и рассматривая Святого Духа под куполом. И сейчас я , как и раньше, задрав голову, все рассматриваю этот же купол... но прошла целая жизнь...как один день, как один миг...

И пока мы все суетимся, скачем туда -сюда и не зная куда,

Матерь Божья молча по- доброму и с любовью взирает на нас, грешных и ждёт, когда же мы остановим свою мышиную возню, чтобы подарить нам свою благодать, защитить нас своим покровом.

Интересно, кто же написал такую красоту? И какой надобно обладать душой, как любить Бога, Матерь Божью, чтобы написать такой образ Богородицы!

А ведь это творение руки человеческой...

От моих мыслей меня отвлекла Елизавета Федоровна.

- Иди сюда, - позвала она.

С правой стороны от алтаря у тетушки Елизаветы был свой «уголок». Она держала в руках икону , вышитую бисером.

- Это Казанская Божья Матерь. Тебе. Возьмёшь? Довезешь ? Дорога то дальняя. Это прямо оттуда, от Владыки, монахи вышивали , передали мне, ну , а я сама решаю кому отдать.

- Конечно, возьму! Красота- то какая! Спасибо огромное!

Я обрадовалась и растерялась одновременно от такого неожиданного царского подарка.

- Ну, бери во Славу Божью.

Я взяла икону и тепло обняла Елизавету Федоровну.

Это только потом, через какое- то время, я поняла, что подарок этот совсем был непростой... и что Казанская Божья Матерь слышит меня.

Закончив дела с прихожанами на кладбище , отец Александр вернулся в храм . Он пригласил меня встать по правую сторону от алтаря. Я никогда так близко не приближалось к алтарю, меня охватило волнение. И я, девушка с характером, боец, любящий «шашкой махать», которой «палец в рот не клади», засмущалась и не знала, с чего начать.

Чтобы как -то побороть смущение, я немного рассказала о себе. Отец Александр внимательно слушал. На меня смотрели очень добрые глаза, батюшка спросил, где мы живем, кто мама, папа. По-немногу мы разговорились. Оказалось, что батюшка помнил ещё меня маленькой, брата моего знавал, в кино с ним ходил!

Я как будто окунулась в детство, рассказала, как бабушка моя водила меня в эту церковь, и я с трудом стояла в духоте и тесноте , было не протолкнуться ,и храм мне казался огромным и великим, особенно купол. Я рассказывала, что каждый год приезжаю к маме и стараюсь ходить на службы. Вот и сейчас приехала, но завтра уже надо уезжать. Я говорила о книге про Екатерину Михайловну, и о том, хочу принять участие в её издании. Есть несколько чудесных событий, связанных с помощью людям матушки. Есть предание нашей семьи о ней.

Мне хотелось очень многое Батюшке рассказать, у меня была масса вопросов христианского характера, начиная , как молится и заканчивая, есть ли ад? Я чувствовала большое доверие к отцу Александру и внутренним чутьем чуяла, что он может пролить свет на многие мои вопросы, мучавшие меня еще с детства. И он отвечал. Я говорила о скорби. Моя жизнь, боль за детей, недавний нож в спину от людей, которым верила, - всё это само как-то говорилось, глядя в добрые глаза батюшки.

- Не печальтесь. Вся жизнь впереди. Не надо печалиться! Помните, песня такая была? Улыбался батюшка.

Я рассказывала о том, как было у меня тяжелое время ,когда я просто рассыпалась внутренне, скорби накрыли так, что жизнь была не мила, и какой то внутренний голос сказал, что нужно лететь в Сапожок, пойти в эту церковь..., и я взяла билет на самолёт, прилетела, пришла к этой иконе, стала просить...( я обернулась на Казанскую Божью Матерь), и меня отпустило... и теперь я особенно ей молюсь, я так её люблю!

Батюшка внимательно слушал , а при этих словах, он посмотрел на икону , лицо его стало светлее, и он сказал от души: «Посмотрите, какая она красивая... какой лик! И сколько нужно иметь любви в сердце, чтобы написать такую икону!»

- Батюшка, а сколько лет церкви?

- Более двухсот лет. Наш Крестовоздвиженский храм является историческим памятником. Это был

единственный храм, в котором проходила служба в запретные советские времена.

- Давайте так. В книгу должны войти история храма, отдельно будет о Екатерине Михайловне глава и об отце Иоанне, он тут служил, слепым был, многим людям помог, он провидцем был... К нему до сих пор люди на могилку ходят, помощи просят, и он помогает.
 

Из храма я летела как на ангельских крыльях! У меня был такой душевный подъём, что ни в сказке сказать, ни пером описать!

Я собирала вещи, припевая, вспоминая, что года 2 назад я мечтала принять участие в создании книги о матушке Екатерине, и вот это желание начинает сбываться! Нежданно- негаданно!

Впереди у меня было долгое путешествие. Я вышла в сад подышать свежим воздухом, который в Сапожке был густой, хоть ножом режь, как любил говорить мой отец.

Тишина окутала крыши домов и сараев, кроны деревьев, забор, каждый кустик и каждую бочку. Небо было спокойно, звезды с кулак (опять вспомнилась метафора моего отца) глядели с пониманием и добротой на нашу грешную землю. Во всем облике зимней ночи царило сказочное волшебство. Я все ещё была под впечатлением событий, случившихся сегодня в церкви. Надо же, как Господь все устраивает...думала я. Святки. Чудеса. Волшебство. Я смотрела на небо, на звезды, слушая тишину, пытаясь уловить хотя бы незначительный звук... Тщетно. Густая тишина мягким лёгким одеялом окутывала все вокруг, всю рязанскую землю, всю вселенную и меня. Чувство благодарности переполняло сердце. Как хорошо жить на этом свете ! Дышать, смотреть, разговаривать, знакомиться с новыми людьми, удивляться... мама рядом. Счастье! Я посмотрела на ночное небо. И вдруг я явно увидела лёгкое белое живое облачко! Оно было такое воздушное, светлое, как тюль! Медленно как будто переворачиваясь, порхнуло: раз, раз. Как крылышками взмахнуло. «Боже мой, это же ангел ! - Молнией пронеслось у меня в голове. Ведь на Рождество можно увидеть ангелов на небе, они показываются!» - вдруг вспомнилось мне. «Неужели я видела ангела!? Может, я перепутала ,и это просто летящий в небе самолёт?» . Я все стояла с задранной в небо головой и не отрываясь вглядывалась в него. А вот , как ответ, и самолёт. Летит себе, мирно , циклично мигая, точно по траектории, никуда не исчезая. Нет, это был не самолёт! Веря и не веря , я ещ е долго стояла, всматриваясь в рождественское небо. Батюшка Александр хорошо за меня по молился! Дорога была, как по маслу: лёгкая, быстрая, комфортная. Когда в автобусе на трассе Рязань- Москва по телевизору начался фильм «Ангел», я уже не удивилась, а внутренне улыбнулась. На душе была благодать. Мой Ангел –хранитель рядом, я это чувствовала!
 

Чудеса продолжались. По приезду в Санкт- Петербург я запланировала посетить обзорную экскурсию по городу, побывать в Исакиевском соборе. Когда наш автобус остановился возле собора, выяснилось, что он закрыт. Нас привезли и высадили у Казанского собора. Я вошла и стала любоваться торжественной красотой и величественным убранством храма. Пока я рассматривала старинные иконы, началась служба. Какая удача, обрадовалась я и осталась на службу! После все подошли приложиться к чудотворной иконе Казанской Божьей Матери.

Чудеса! Казанская Божья Матерь привела меня на службу в Казанский собор! А ведь ранее мне не доводилось бывать в этом храме да ещё и на службе! Все это случилось впервые!

К сыну в воинскую часть я тоже доехала быстро. И, не смотря на то, что в части был карантин, а по уставу посещения запрещены, мне дали целых полчаса для общения с ним!

- Мама, обычно в холодном помещении разрешаются свидания, сегодня впервые в теплом и так долго! – поделился радостью Кирилл. И добавил : Это потому что ты приехала!

«Спасибо Ангелу-хранителю и Батюшке за молитвы»,- подумала я.
 

Святки заканчивались, наступало Крещение Господне. Петербург пестрел яркими иллюминациями, подмигивал разноскоростными огоньками. На душе было спокойно и благостно. Мой отпуск подходил к концу, Рождественская сказка заканчивалась. Впереди перелёт в Сыктывкар, а через 2 дня обратно в Усинск.

Я чувствовала себя умиротворенной и счастливой! Столько замечательных событий произошло. Не отпуск, а целая жизнь!

В моей сумочке находилась маленькая иконка Ангела. В чемодане большая икона Казанской Божьей Матери. А в душе огромная благодарность Миру за волшебство и чудеса, очевидцем и участником которых я стала. Впереди- участие в создании книги! Это было самое прекрасное Рождество в моей жизни!

«А что я тебе говорил?» - жмурясь от неги промурлыкал вдруг проснувшийся в душе котёнок. Чудеса случаются, правда, чуть позже, чем нам хочется.... но надо уметь ждать, и тогда мечта обязательно воплотится. в жизнь

19.05.2016.

  • :