Аэропорт Ижмы стал спасительным кругом для Ту-134

7 сентября 2010 года Ижма стала сосредоточием внимания со стороны всех СМИ России. В небольшом аэропорту поселка приземлился Ту-154 М, терпящий крушение. Лайнер  с бортовым номером RA-85684 совершил аварийную посадку  на непригодную для самолетов этого типа взлетно-посадочную полосу (ВПП) без светосигнального оборудования и приводных радиостанций.

Регулярный внутренний пассажирский рейс ЯМ 516 Мирнинского авиапредприятия АК «Алроса» следовал из аэропорта Полярный города Удачный в аэропорт Домодедово (Москва).  Через 3,5 часа после взлета на самолете произошла полная потеря электропитания. Перестало работать навигационное и радиосвязное оборудование, а также электрические топливные насосы, оставив машину только с оперативным запасом топлива 3300 кг, достаточным для 30 минут полета.

Пилоты снизили лайнер  до высоты 3000 м, чтобы попытаться запустить вспомогательную силовую установку (ВСУ), приводящую в действие  резервный генератор. Отключение электропривода насосов не позволяло осуществить перекачку топлива из топливных баков крыла в расходный бак в фюзеляже.

Первое сообщение о проблемах с электропитанием на борту поступило в 6:57 по московскому времени. Радиосвязь с ним была потеряна. Информацию о местонахождении самолета передавал аварийный буй системы КОСПАС-САРСАТ.

Примерно в 7:47 по местному времени специалистов   МЧС  Ижмы  проинформировали, что огромный Ту-134 может совершить вынужденную посадку в местном аэропорту. Спасатели понимали, какая непростая задача стоит перед летчиками. Ведь аэропорт Ижма — бывший аэропорт местных воздушных линий,  сейчас используется только как вертолетная площадка. Его взлетно-посадочная полоса длиной 1325 м для взлетов и посадок больших воздушных судов непригодна.  Аэродром для приема самолетов был закрыт еще  в 2003  году.

Но выбора у экипажа не было и командир судна принял решение    о посадке в ручном режиме, визуально определяя начало полосы и ее размеры. Конечно, взлетно-посадочной полосы (ВПП) ижемского аэропорта не хватило для Ту-134 и после посадки самолет выкатился  за пределы  твердого покрытия. К счастью, никто  из девяти членов экипажа и 72 пассажиров не пострадал.

Позже пилоты рассказали, что  обнаружили аэродром Ижма случайно. Снизившись и пробив облачность, они вели машину на высоте 3000 метров над рекой Ижмой и визуально искали подходящую площадку на берегах или участок реки без изгибов, где можно было бы осуществить относительно безопасное приводнение. Обнаружение бетонной ВПП было неожиданной удачей. 

Пилоты делали два захода на посадку, чтобы  оценить состояние полосы.  С третьего захода в 7:55 по местному времени лайнер приземлился.  Самолет выкатился за торец  взлетно-посадочной полосы в кустарник и мелкий лес, в результате чего  был существенно поврежден. А вот пассажиры, которых заблаговременно перевели в переднюю часть салона, остались живы и невредимы, хотя посадочная скорость составляла 380 км вместо 270 км по норме. 

Во время посадки в Ижме  была пасмурная погода. Высота нижней границы облачности 400 м, видимость 22 км. Успешную посадку аварийной машины со сниженной управляемостью на короткую полосу в этих метеоусловиях российские авиационные эксперты назвали  чудом.

А вот добросовестное отношение к работе начальника вертолетной площадки Сергея Сотникова, который на протяжении многих лет следил за тем, чтобы на ВПП не было мусора и не рос кустарник, это закономерность. Поскольку суровый Север не терпит разгильдяйства и  головотяпства.  В феврале 2012 года Сергей Сотников был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Командиру воздушного судна - Новоселову Евгению Геннадьевичу

и второму пилоту  Ламанову Андрею Александровичу Указом Приезидента РФ присвоено звание Герой России. Остальные члены экипажа  - бортпроводники, бортинженер и штурман - награждены Орденами Мужества.

  • :