2017 год проходит в Ижемском районе под знаком юбилея

1-2 июля 2017 года состоится XII Межрегиональный традиционный народный праздник «Луд», посвящённый 450-летию села Ижма. Для участия в торжестве приглашены коллективы Республики Коми, из мест компактного проживания коми-ижемцев: ЯНАО, ХМАО, Мурманской, Тюменской и других областей.

К юбилею прошёл конкурс на создание логотипа празднования. Лучшим признан рисунок дизайнера из украинского города Днепр (бывший Днепропетровск) Владимира Ягольника. Он изобразил ижемскую церковь Преображения Господня и взлетающий над ней самолёт, благодаря которому в 2010 году об Ижме узнала вся страна.

Побывавший в Ижемской слободе в конце XIX века архангельский губернатор Александр Энгельгардт упомянул в своей книге о старинной летописи, в которой отмечено, что Ижма возникла в 1567 году.

Ижемский этнос (происхождение, единый язык, культура, хозяйство, территория проживания, самосознание, внешний вид, менталитет) начал складываться во второй половине 16 века. Сформировался он благодаря объединению вымских и удорских коми, северных великоруссов и лесных ненцев. И в результате сложилась такая языковая и культурно-бытовая среда, которая столь заметно отличает ижемцев от других народностей коми.

По преданиям,  Ижма несколько раз меняла место своего расположения: первые поселенцы вначале осели на высоком берегу на месте современной Мохчи, затем перебрались на правый берег, на шесть верст выше по течению (ныне урочище «Олемин») и, наконец, прочно обосновались на месте современной Ижмы.

Смешанный состав раннего населения Ижемской слободы объясняется тем, что конец 16-го — начало 17-го веков отмечены значительным движением по Печоре и её притокам различного промышленного и торгового люда. Одним их важных путей, ведших на Печору и в Зауралье, стала Вымско-Ижемская водная система. Коми-ижемцы занимались охотой, рыболовством, земледелием, переняли у ненцев и поставили на товарную основу северное оленеводство. Продажа продукции оленеводства, в первую очередь, замши, шкур, мяса, стала основой ижемской экономики.

Расположение Ижемской слободы на оживлённом торгово-промышленном пути способствовало быстрому росту её народонаселения.

Ижемцы — прекрасные знатоки природы, они наблюдательны и ловки, обладают богатым творческим потенциалом, сохранили традиционное мировоззрение, высокую нравственность, заветы предков. Скудность почв и суровость климата заставляли их много трудиться. Чтобы душа не оскудела от тяжкого изнурительного труда, ижемцы отогревались в праздничные дни, ходили друг к другу в гости, придумывали различные игры, пели, плясали. Нет такого ижемца, который бы не любил петь. Песня сопровождала его от рождения до самой смерти.

Большая часть коми-ижемцев проживает на территории Республики Коми в бассейне средней Печоры, по берегам притоков Печоры — Ижмы и Усы. Часть ижемцев осела в Салехарде, в Тюменской области, в Ненецком автономном округе и Ловозерском районе Мурманской области.

На нынешней территории Ижемского района проживает более 80% коренного населения, что способствует сохранению традиционного образа жизни, культуры и мироощущения живущих в тесной взаимосвязи с природой людей.

Как отмечают исследователи и путешественники конца ХIХ начала ХХ веков (Лепехин, Мартынов), население отличается мирным нравом, терпением и добропорядочностью. Судя по большому количеству православных храмов, христианская вера была в чести у ижемцев. Многие священнослужители вышли из местного населения. Строительством храмов, как деревянных, так и кирпичных, занимались мастера из местного населения. Кирпич производили тут же. Ижемский край отличался двухэтажными деревянными жилыми постройками. Вся центральная улица с. Ижмы в начале ХХ века была застроена такими домами. Многие из них стоят и поныне.

Становление оленеводства, производительной отрасли складывается к середине ХVIII века. К этому времени местные жители начали выходить с оленями в тундру. А к концу девятнадцатого века ижемцы стали одними из самых крупных оленеводов в Большеземельской тундре. Это произошло потому, что, переняв у северных оленеводов кочевой уклад жизни и быт, ижемцы внесли в эту отрасль много нового: круглогодичную охрану стад, выход к морю в более удобное время, прививание животных от различных болезней и т. д.

Заслуживает внимания и стремление населения к образованию. Первая школа в сельской местности в Коми крае открылась именно в Ижме, и открыл её на свои средства крестьянин Прокопий Ануфриев. Было это в 1828 году. В Петербурге в это время уже действовал университет. И вот буквально в течение одного века в Ижемском крае уже действовали три средних учебных заведения. Это педтехникум, где готовили учителей для начальных классов, речной техникум готовил специалистов для всего Печорского пароходства и зооветтехникум, где готовили специалистов для оленеводства и сельского хозяйства.

Организаторами всех этих учебных заведений были представители местного населения. И уже в 30-40 годы 19 века Ижма стала кузницей национальных кадров.

Славная страница в истории края – развитие лыжного спорта.

Район известен достижениями трёх олимпийских чемпионов.

В 1952 году Россия впервые участвовала в Олимпийских играх. Среди бронзовых призёров был и ижемец Александр Ануфриев.

Лыжница, четырёхкратная олимпийская чемпионка Раиса Сметанина родом из с. Мохча Ижемского района.

Семья Рочевых - национальная гордость Республики Коми. Василий Рочев-младший - нынешний чемпион мира по лыжным гонкам.

Несколько лет назад в Ижме выпустили энциклопедию «Семь чудес Ижемского района».

В неё вошла единственная в  районе колокольня в селе Мошьюга. До 2006-го года сооружение находилось в полуразрушенном состоянии и напоминало местным жителям Пизанскую башню.

Вторым чудом стала мелодия песни «На берегах Печоры». В 1972-м году она прозвучала на открытии XI Олимпийских игр в Японии. Тогда о символе русского Севера узнал весь мир.

Варварин родник, протекающий близ деревни Вертеп, считается целительным.               

Под руководством уроженца села Краснобор Федора Терентьева (доктор наук, ветеринар) была изобретена вакцина против самых опасных заболеваний оленей - сибирской язвы и ящура, после её применения прекратился массовый падеж животных.                                        

Кедровник в селе Щельяюр - единственное в районе место, где растут кедры. Эта рукотворная посадка занимает две десятых гектара.

И ижемская малица - верхняя одежда оленеводов сохраняет тепло в самые трескучие морозы и отражает старинные культурные традиции ижемцев.

Седьмым чудом света признан дом из стекла в Ижме. В 1983-м году его построил Егор Артеев из 3750-ти бутылок. В доме есть окна и печка. В настоящее время хозяин использует бутылочный дом в качестве сарая.

В дальнейшем ижемские «чудеса света» станут туристическими объектами в рамках районной концепции развития туризма. Буклет с описанием чудес предложат всем путешественникам по Ижемскому району.

  • :