Дорога без конца

Помню, как в Усинске впервые заговорили о том, что скоро в город протянут автомобильную дорогу. Это было в начале 90-х, точнее, в 1991-м году. Мечтали, что сможем выезжать в летние отпуска на собственных автомобилях без опасного путешествия на железнодорожной платформе до Сосногорска или баржей до Вуктыла, откуда начиналась автотрасса. Верили, что в город начнут поставлять свежие качественные продукты питания…

Тогда, в пору тотального дефицита, предприимчивые усинцы хозяйственными сумками по железной дороге привозили в Усинск из Ухты вареную колбасу, вертолетами в орсовские торговые точки доставляли сметану. Эти элементарные продукты питания горожане покупали «по блату» или «по знакомству» или по завышенной в разы цене. Автодорога была нужна усинцам как воздух, как инструмент улучшения качества жизни, уверенности в завтрашнем дне. 

С тех пор прошло 24 года. Все это время кандидаты в депутаты и на пост главы республики успешно эксплуатировали тему строительства дороги в своих избирательных программах. Страна за короткий срок построила олимпийский Сочи с современными автомобильными развязками, спортивными объектами — а жители Усинска, Печоры, Воркуты, соседнего Нарьян-Мара, а также десятков сел так и живут без автомобильного сообщения с остальной матушкой Россией.

В 2012 году руководство Коми и НАО объединили усилия по строительству дороги Сыктывкар –Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар и автодороги  Нарьян-Мар – Усинск в единый межрегиональный инвестпроект «Строительство автодороги Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар с подъездами к городам Воркута и Салехард».

Судя по результатам, массированной атаки на завершение долгоиграющего проекта не случилось. Два нефтегазодобывающих региона страны не смогли «потянуть» это детище. Да что там регионы!? У государства таких денег, говорят, нет. Амбициозный проект требует огромного финансирования (по некоторым данным, сумма составляет около 10 миллиардов рублей).

Сейчас автодорога Сыктывкар – Нарьян-Мар напоминает линию из тире (введенные в эксплуатацию участки дороги) и точек — тех промежутков, которые предстоит построить.

На территории Коми отсутствуют дорога Малая Пера — Ираель  (34,5 км); Ираель – Каджером (46 км); в Усинском районе Акись – Ошкуръя (10 км), Ошкуръя – Усть-Уса (11 км). Нет моста через реку Печору в районе поселка села Усть-Уса и мостового перехода через реку Лыжу на дороге Печора – Усть-Уса – Усинск.

Транспортный разрыв между Усинском и Нарьян-Маром составляет 83 километра. Всего протяженность маршрута Сыктывкар – Нарьян-Мар – 1085 километров, из них 869 километров проходят по территории Коми.

Говорят, если дорогу достраивать за счет бюджетных средств с учетом тех сумм, которые государство выделяет, могут пройти десятилетия.

Чтобы ускорить процесс, Правительство Коми решило привлечь средства крупного бизнеса, найти, так называемого, концессионера. Он за свои или заемные средства достроит дорогу, а государство в течение определенного периода компенсирует ему расходы.

Недавно на самом высоком уровне было заключено соглашение с ООО «Дорожная концессия». Это предприятие как концессионер обязуется до конца 2017 года провести работы по реконструкции!!! автодороги на участке  Малая Пера – Ираель и до конца 2018 года построить и ввести в эксплуатацию участок Ираель — Каджером. Это обеспечит круглогодичную связь с населенными пунктами  Ижемского и Усть-Цилемского районов, а также городом Печора.

А годы летят... Как ни смешно звучит, не за горами пенсия у тех, кто в 1991-м впервые услышал об этом долгоиграющем проекте под названием автомобильная дорога. Интересно, дотянут ли вообще ее? Или это, как говорится, не сейчас, не в этой жизни...  

  • :