«Мусорная реформа» - вопросов больше, чем ответов

С начала действия «мусорной реформы» в Республике Коми прошло более полугода - в регионе она началась с 1 ноября 2018 года.

Но, как следует из доклада заместителя министра энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов РК Анны Тюрниной на состоявшемся заседании в Госсовете РК, одной из ключевых проблем «мусорной реформы» остаются контейнерные площадки и их содержание. В регионе установлено более 9 тысяч контейнерных площадок, при этом потребность остаётся в 4 тысячах.

«Первая проблема, которая связана с установкой площадок - это создание реестра и схемы – их нет. А каждое место для сбора бытовых отходов должно быть оборудовано и включено в реестр. Сегодня республика выделяет 30 млн рублей, это позволит установить всего 210 контейнеров», - отметила А. Тюрнина.

Зам. министра отметила, что к решению проблемы должны подключаться органы местного самоуправления. Из-за недостаточного финансирования для установки контейнерных площадок было даже предложено использовать такие источники финансирования как программы «Народного бюджета» и «Формирование комфортной городской среды».

Также А. Тюрнина отметила необходимость замеров жилья и чёткое представление о количестве домов с центральной системой и печным отоплением. Министерство обратилось с письмами в муниципальные образования, однако воз и ныне там - подсчёт идёт уже несколько месяцев.

Ещё одна проблема - раздельный сбор мусора. Этот вопрос прорабатывается совместно и органами местного самоуправления, и регоператором, но всё сводится к нехватке контейнеров.

Начальник управления «Ухтажилфонда» Владимир Киселёв отметил, что сейчас остро стоит и вопрос по площадкам временного складирования до 11 месяцев.

«Такие площадки необходимы для складирования ТКО от населённых пунктов с малым количеством населения, где вывоз по графику становится неэффективным из-за труднодоступности», - отметил В. Киселев.

Да и территориальная схема, по которой работает регоператор, далека от действительности. Некоторые указанные площадки отсутствуют или находятся в неудовлетворительном состоянии.

«Дороги к полигонам зачастую в ужасном состоянии. При этом ответственность за их содержание несёт муниципалитет», - рассказал В. Киселёв.

По поводу установок контейнерных площадок начальник управления также сообщил, что с приходом регоператора управляющие компании решили переложить на него свои обязанности.

«Но в законодательстве чётко прописано, что обязанность содержания контейнерных площадок и самих контейнеров несут собственники многоквартирного дома, то есть обслуживающая организация», - подчеркнул В. Киселев.

«Ещё одна проблема, которая может затронуть все муниципалитеты. В Сосногорске УК отказались обслуживать контейнерные площадки, так как они установлены на муниципальной земле. Муниципалитет, в свою очередь, не обслуживает, и получается, что мы мусор из контейнеров вывозим, а всё что рядом - остаётся. Если такая практика сложится по всей республике, то все претензии жители будут предъявлять региональному оператору», - отметил В. Киселёв.

Кроме того, недобросовестные предприниматели нередко подкидывают мусор в контейнеры МКД, в результате на контейнерных площадках происходит постоянное переполнение, и невозможно построить оптимальный график движения мусоровозной техники.

Также ряд контрагентов заключают договоры с регоператором на минимальные объёмы вывоза ТКО, а весь остальной объём вывозится на полигоны под видом промышленных отходов сторонними организациями по отдельным договорам.

«Наши представители на местах сталкиваются с тем, что невозможно получить базу данных юридических лиц, чтобы заключить договоры и с предпринимателями. И возникает проблема с так называемым теневым вывозом мусора - когда коммерсант нанимает за три копейки кого-то, и этот кто-то мусор везёт до ближайшего леса, а не на полигон. В результате именно муниципалитет потом за свои деньги убирает несанкционированные свалки», - подчеркнул начальник управления «Ухтажилфонда».

Парламентарии рекомендовали Правительству РК при участии органов самоуправления муниципалитетов внести изменения в законодательство по полномочиям содержания контейнерных площадок, а также по изменению территориальной схемы вывоза ТКО. Кроме того, народные избранники считают целесообразным выделить финансирование на дороги к объектам размещения ТКО и организацию раздельного сбора мусора.

  • :