Сергею Гапликову внесли представление за «Коми рекламу»

По сообщению прокуратуры Республики Коми, проверки соблюдения законодательства в сфере наружной рекламы в деятельности Государственного казённого учреждения «Коми реклама» и администрации Главы Республики Коми нашли многочисленные нарушения.

Установлено, что законом Республики Коми № 123-РЗ с 1 января 2017 года отдельные полномочия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере рекламы отнесены к полномочиям Правительства Республики Коми.

Однако проверка показала, что спустя 1 год и 10 месяцев реализации Закона № 123-РЗ поставленные цели не были достигнуты. Не разработаны и не утверждены схемы размещения рекламных конструкций ни по одному муниципалитету, не проведены ни одни торги на право заключения договоров на установку рекламных конструкций. Не определён и сам порядок проведения торгов.

В результате на всей территории республики осталось лишь 260 рекламных конструкций, сроки действия разрешений на эксплуатацию которых не истекли. Все остальные конструкции, а на момент принятия закона их было 1304, оказались вне правового поля.

Не достигнуты и финансовые показатели, провозглашённые при перераспределении полномочий в сфере рекламы. От проведения торгов и заключения договоров на установку рекламных конструкций планировалось обеспечить поступление в республиканский бюджет по 32 миллиона рублей ежегодно, однако эти показатели остались только на бумаге.

Неудовлетворительно ведётся работа по демонтажу незаконных рекламных конструкций.

В соответствии с Федеральным законом «О рекламе» рекламные конструкции, установленные без разрешения, а также с истекшим сроком разрешения, не могут эксплуатироваться и должны быть демонтированы. В соответствии с постановлением Правительства РК от 29 декабря 2016 года этот функционал возложили на ГКУ «Коми реклама».

С момента создания учреждением было выявлено 845 рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешения. Однако демонтировано менее половины из них – 407 конструкций, большинство – их владельцами (316), «Коми реклама» убрала 91. Расходы бюджета на демонтаж и хранение рекламных конструкций не взыскиваются. За два года деятельности «Коми рекламы» в суды были направлены иски на 191 тысяч рублей (10 процентов от понесённых затрат или по четырём из 91 демонтированной конструкции).

Также проверка установила, что не уделяется должного внимания вопросам привлечения к административной ответственности за незаконное размещение рекламных конструкций.

Кодексом об административных правонарушениях России предусмотрен механизм защиты рынка от нелегальной рекламы. За незаконную установку и эксплуатацию рекламной конструкции без разрешения предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц от 500 тысяч рублей до одного миллиона. Однако данный механизм на территории республики практически не применяется. Взаимодействие между «Коми рекламой» и территориальными органами полиции практически отсутствует.

В целях устранения выявленных нарушений прокурор республики внес представления Главе Республики Коми, министру внутренних дел по республике, направил информацию о состоянии законности в Государственный совет РК, опротестовал отдельные нормы Положения об организации демонтажа, хранения или в необходимых случаях уничтожения рекламных конструкций. По протестам прокуратуры Сыктывкара было отменено 23 незаконных и необоснованных определения об отказе в возбуждении дел, материалы направлены на новое рассмотрение.

Казенное учреждение «Коми реклама» занялось наружной рекламой в муниципалитетах с начала 2017 года. К структуре отошли рекламные сооружения, расположенные на земле, зданиях и иных объектах недвижимости, находящихся в собственности республики, и земле, собственность на которую не разграничена.

Изменения обосновывали тем, что муниципалитеты не справляются со своими функциями: плохо контролируют рынок, не так проводят торги, недополучают прибыль. Не все депутаты поддержали закон о переделе рынка наружной рекламы. Против документа выступили администрация Сыктывкара и многие рекламщики. Но администрация Главы Республики Коми стояла на своём: срочно надо навести порядок в этой сфере, демонтировать незаконно установленные конструкции, пересмотреть тарифы и начать зарабатывать больше денег.

Новые правила распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций вступили в силу с 25 мая 2018 года.

Прокурор Республики Коми Сергей Бажутов на коллегии 31 июля 2018 года заявил, что «оптимизация» полномочий в этой сфере фактически поставила вне правового поля весь рекламный бизнес республики. Под этим он подразумевал, в частности, что спустя 1,5 года после создания госучреждения «Коми реклама» ни по одному муниципалитету не были разработаны схемы на установку и размещение рекламных конструкций, а из 811 законно установленных в регионе рекламных конструкций лишь на 300 из них на тот момент имелись разрешительные документы, доходы всех уровней бюджета от наружной рекламы не покрывали расходов на содержание «Коми рекламы».

  • :