Усть-Цильме 475-лет. Святой Русский Север

Север – это наследие целой цивилизации, название которой «Святая Русь». Земли от Карелии до Северного Урала заселялись когда-то выходцами из древнего Великого Новгорода. На бескрайних просторах селились издревле охотники и рыболовы. Они основывали села и города – форпосты Русского государства. Принесли с собой и веру древлеправославную: строили церкви, часовни, создавали скиты, монастыри. Так формировался Русский Север.

Приток населения Печорского края начал стремительно нарастать на рубеже XVII –XVIII веков, связан он был с расколом церкви, когда ревнители старой веры стали искать уединения от жестоких преследований государства и церкви в суровом северном краю. Значительное количество их оседало в Усть-Цильме. Сюда бежали из Москвы, Новгорода, Поморья. Усть-Цильма становилась центром печорского старообрядчества на северо-востоке европейской части России.

С приходом староверов на Печору с целью сохранения исконной веры, начинается их обособление. В результате сформировалась своеобразная этническая группа – «устьцилема», обладающая особым неповторимым говором, специфическими чертами культуры и быта.

В наше время Усть-Цилемскому району активно помогает Вальтер Вальтерович Фот – Генеральный директор АО ТЛК «Пижма», уроженец села Черногорское Усть-Цилемского района. Благодаря его финансовой поддержке для сельских детей организовываются поездки в оздоровительные лагеря, закупается спортивная форма для школьников, восстановлена Никольская церковь. Впервые за время существования села Храм возведён в кирпичном исполнении. История его неразрывно связана с историей села. За годы существования церковь претерпевала многие испытания – и пожары, и разорения, но всегда благодаря заботам местных жителей восстанавливалась и возрождалась из пепла.

Среди односельчан и единоверцев Вальтер Фот известен как один из наследников Аввакума. Того самого, что погиб за веру в исчезнувшем ныне первом городе Заполярья - Пустозёрске. Именно там, на месте сожжения протопопа Аввакума и его сподвижников, была возведена часовня с трапезной. Вальтер Фот возводил её  и финансировал работы сам, всё - от начала до полного завершения строительства.

Вальтер Фот воплотил в жизнь мечту многих и многих  людей - хранителей старой веры. Теперь в Пустозёрск, который является старообрядческим форпостом русского Заполярья, ежегодно съезжаются паломники не только со всей России, но и стран ближнего зарубежья.

Культурно-паломнический центр под руководством попечителя  Вальтера Вальтеровича Фота решил увековечить память  вдохновителя старообрядчества. В 2020 году к 400-летию со дня рождения Протопопа Аввакума, ему установят памятник. Работы уже ведутся

Под установку памятника выбрано место на берегу Печоры, по которой когда-то духовный вождь староверов был отправлен в ссылку в Пустозерск.
 

Примечание. При верстке оставляем место под эскиз (макет) будущего памятника Протопопу Аввакуму. 
 

Усть-Цильма – одно из самых древних сел Европейского севера. Зарождение и основание Усть-Цильмы связано с именем новгородца  Ивашки Дмитриева Ластки, которому в 1542 году была пожалована  царская грамота на пользование землями по реке Печоре.

Ластка стоял во главе нескольких новгородских семей, вскоре к ним присоединились мезенцы и пинежане, для которых бассейн Цильмы издавна служил местом промысла. В конце XVIII века Усть-Цильма становится важным экономическим центром Печоры, имевшим постоянные и прочные торговые связи с Чердынским краем, Усть-Сысольском, Великим Устюгом, Пинегой, Архангельском.

Многовековая судьба народов Припечорья неразрывно связана с историей нашего государства. Каждая эпоха оставила свой след в его развитии. Усть-Цильма продолжала расти, развиваться. В первой половине XIX века население Усть-Цильмы быстро увеличивается. В 1887 году Усть-Цильму посетил архангельский губернатор князь Н.Д. Голицын с большой свитой губернских чиновников. На тот момент Усть-Цильма вмещала в себя более 1100 строений, народонаселение её простирается до 4000 человек. Таким образом, село это, как по своему пространству, так и по числу зданий и жителей, значительно превышает каждый из уездных городов Архангельской губернии. Такая скученность населения свидетельствует о том, что село Усть-Цильма есть естественный географический центр всего Печорского края». 21 мая 1891 года по решению Государственного Совета, утвержденному Александром III, Усть-Цильма стала центром огромного Печорского уезда, вбирающим  в себя все нынешние северные районы Республики  Коми и Ненецкий округ.

Усть-Цилемский край сегодня по праву можно назвать островком древнерусской культуры, где сохранились и бытуют традиционные обряды,  устои быта, богатые песенные традиции.

Протопоп Авва́кум Петров - Святой священномученик и исповедник протопоп Аввакум Петров родился 20 ноября 1621 года в селе Григорово, нижегородских пределов, в семье священника. Рано потеряв отца, воспитывался матерью, «великой постницей и молитвенницей». Женился на односельчанке Анастасии Марковне, ставшей его «верной помощницей ко спасению». В 21 год рукоположен в диаконы, в 23 — в иереи, а через восемь лет «совершен в протопопы» (протопоп — старший священник, протоиерей) г. Юрьевца Поволжского.

Дар проповедника, дар исцеления больных и бесноватых, готовность «душу положить за овцы своя» привлекали к нему множество людей из всех слоев общества. Во время пребывания в Москве, сблизился с кружком ревнителей благочестия, возглавляемым царским духовником о. Стефаном Вонифатьевым. К кружку примыкал и будущий патриарх Никон, который, став патриархом, начал действовать в противоположном направлении. Он стал изменять книги и чин богослужения по новогреческим образцам, изданным в католической Венеции.

Сторонники Никона не гнушались самыми жестокими средствами: пытки, уморение голодом, сожжение на костре.  Аввакум (в то время служил в  церкви Казанской Божией Матери на Красной площади) был посажен «на чепь». Затем вместе с семьей был сослан в Тобольск, потом - еще дальше на восток, в Даурию (Забайкальский край).

После десятилетнего скитания в Сибири, где он потерял двух малолетних детей, следует вторая ссылка -  в далекий Пустозерск, расположенный близ Северного моря, в край вечной мерзлоты.  Там, в земляной яме, он  томился последние  15 лет своей жизни. Лишенный возможности устной проповеди, Аввакум пишет и рассылает по всей Руси послания. Известно более 90 творений святого. Тогда же им было написано знаменитое «Житие».

За беззаконным расстрижением и преданием последовала казнь Аввакума и его приближенных. Их сожгли на костре 14 апреля 1682 года в Пятницу Страстной седмицы. Собравшийся на казнь народ снял шапки.

Когда огонь стал набирать силу, над языками пламени взметнулась рука с двуперстием и прозвучал могучий голос священномученика Аввакума. Его прощальные слова о неискоренимости  веры предков стали пророческими.

  • :