Хранительница национального достояния

Хранительница национального достояния

Национальная одежда русского народа отличалась в зависимости от материального положения и социального статуса человека. Существовали два вида костюмов – городской и крестьянский, которые отличались друг от друга не только стоимостью материала, но и элементами, украшениями, узорами.

Если рассмотреть традиционный устьцилемский женский костюм, то, без сомнения, можно сказать, что он сложен по составу и исполнению. Праздничные костюмы шили из дорогих привозных тканей – репса, парчи, шелка, штофа, а повседневные – из ситца, коленкора, холста, сукна или вельвета. Обязательным атрибутом каждого наряда являлся пояс, который различался по нескольким видам: пояс-сетка (считался оберегом); пояс, плетеный из шерстяных ниток; пояс, плетеный из муляжных и хлопчатобумажных ниток с геометрическим рисунком. В качестве украшений использовались позолоченные или серебряные цепи, которые заправлялись внутрь сарафана, а также всевозможные броши. Представить, как в таком костюме женщины могли выполнять работу по хозяйству или в поле, довольно сложно. Но еще каких-то двадцать-тридцать лет назад жители Усть-Цильмы носили именно такие наряды.

Традиционная одежда была функциональной: повседневная или рабочая шилась из грубых, дешевых тканей и для удобства отличалась большими размерами; праздничная и обрядовая – из дорогой парчовой или шелковой материи. Стоимость таких костюмов превышала стоимость коровы, поэтому, чтобы сберечь сундуки с дорогими нарядами от огня, устьцилемы хранили их в амбарах.

Сегодня почти в каждом устьцилемском доме есть старинные наряды, которые хозяева передают от поколения к поколению. Так, уроженка села Усть-Цильма Анастасия Савельевна Ивашевская получила в наследство от прабабки, а затем и мамы небольшой гардероб национальной женской одежды. Уже много лет женщина проживает в Печоре, преподает в школе, всю свою сознательную жизнь она отдала любимому делу. Анастасия Савельевна возрождает старину – шьет сарафаны, рубахи-косоворотки, фартуки. Как считает сама мастер, именно мы, жители Республики Коми, призваны оберегать сложившуюся годами культуру, пропагандировать ее, передавать подрастающему поколению. Педагог не только шьет национальную одежду устьцилемов, рассказывает своим ученикам об истории возникновения, особенностях и значении для ее носителей, но и периодически проводит открытые мастер-классы на тему «Особенности национального костюма», на котором швея демонстрирует созданные ею изделия. На внеклассных занятиях ученики и педагоги имеют возможность примерить наряды и почувствовать специфический для этих вещей запах амбаров и сундуков.

Глядя на яркие, колоритные наряды, трудно поверить, что все они созданы руками одной женщины. Каждую деталь мастер воспроизводит с удивительной точностью: от «рукавов» до цепей в три ряда – все это является неотъемлемой частью традиционного гардероба устьцилемки. Всего из-под руки мастерицы вышли более пятидесяти матерчатых шедевров. В коллекции – старинные платки и рубахи, которым насчитывается более ста лет. 

  • :