Информация о городе Печора

Печо́ра (коми Печора) — город республиканского значения в Республике Коми в России, административный центр муниципального района «Печора» и муниципального образования городского поселения «Печора», «энергетическая столица» и четвёртый по численности жителей город Республики Коми, расположен в её северо-восточной части, в 588 км к северо-востоку от Сыктывкара, на правом берегу реки Печоры, в месте её пересечения с Северной железной дорогой.

Население города — 48,9 тыс. чел. (2011); муниципального района «Печора» — 57,7 тыс. чел. (2011)

Географические координаты города — 65°07’с.ш. и 57°07’ в.д. Абсолютные отметки поверхности варьируют от 42 до 64 м. Находится в пределах Печорской низменности. Подстилающая поверхность территории образована водораздельным плато и террасированной долиной реки Печоры. Рельеф обладает всеми морфологическими признаками приречных областей (плоский, слабохолмистый).

В физико-географическом отношении территория города относится к Печорскому равнинному среднетаёжному природно-территориальному комплексу. В районе города выявлены месторождения нефти и газа, а также каменных материалов (кирпичные и огнеупорные глины, строительный камень, песок и песчано-гравийный материал).

В окрестностях города встречаются торфянисто-глеевые подзолы, аллювиальные болотные и лугово-болотные почвы. Растительность представлена луговой и болотной флорой, пойменными, а также берёзовыми, берёзово-еловыми и еловыми лесами.

Печора находится в подзоне Среднего Севера, в районе Крайнего Севера, где установлен районный коэффициент 1,3. Сумма баллов «северности» — 148. По суровости природных условий для проживания пришлого населения район Печоры относится к территории II зоны дискомфортности («Крайний Север»), отличающейся экстремально дискомфортными условиями.

Город Печора, как и вся Республика Коми, находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как Moscow Time Zone (MSK/MSD). Смещение относительно UTC составляет +3:00 (MSK, зимнее время) / +4:00 (MSD, летнее время), так как в этом часовом поясе действует переход на летнее время. Печорское время отличается от поясного времени на один час, так как на территории России действует декретное время.

Климат умеренно континентальный с длительной умеренно суровой зимой и коротким прохладным летом с незначительным числом жарких дней. Среднегодовая температура воздуха −2,5 °C. Средняя месячная температура воздуха января −19,3 °C, июля +15,4 °C. Коэффициент континентальности климата 53 %. Средняя дата образования снегового покрова — 26 октября, разрушения — 10 мая. Продолжительность периода с устойчивым снеговым покровом достигает 192 дня, безморозного — 70 дней, активной вегетации — 73 дня. Сумма биологически активных температур выше +10 °C — около 1100 °C. Среднегодовое количество осадков около 580 мм. Зимой преобладает циклональный тип погод, летом — антициклональный. Период белых ночей на широте Печоры продолжается в течение 79 дней с 12 мая по 30 июля.

История г. Печора

В 1903 г. известный исследователь Севера В. А. Русанов предпринял крупную экспедицию по реке Печоре. Проплывая мимо живописных крутых берегов, он написал в своём путевом дневнике пророческую фразу: «Придет ли время, когда на том берегу Печоры будет построен город, а здесь разбит парк, и этим изумительным зрелищем будет наслаждаться рабочий люд».

Прошло почти 40 лет, и город действительно возник. Летом 1940 года, в связи со строительством Северо-Печорской железной дороги (1937—1942), в районе нынешнего депо и вокзала железнодорожной станции Печора начал работу строительный отряд, состоящий в основном из заключённых ГУЛАГа. Первые временные жилища (землянки и бараки) стали называть посёлком железнодорожной станции Печора. Этим же летом 1940 года на реке Печоре была построена пристань Канин Нос, её первым начальником был назначен Н. А. Богатырёв. В конце 1942 года Северо-Печорская магистраль была сдана в постоянную эксплуатацию. А 18 января 1949 года разросшиеся посёлки железнодорожной станции Печора и пристани Канин Нос были объединены и получили статус города. Этот день считается официальной датой основания Печоры.

Город в то время активно развивался. Печора стала одним из основных транспортных узлов республики: к водным и железнодорожным путям сообщения добавились ещё и воздушные (в 1956 году открылся аэродром). В январе 1974 года было начато строительство Печорской ГРЭС. Стройка получила статус всесоюзной, первый энергоблок был введён в эксплуатацию 5 февраля 1979 года. Таким образом, Печора стала «энергетической столицей» Коми АССР — сейчас на Печорской ГРЭС вырабатывается около одной трети всей электроэнергии Республики Коми.

В 1990 годы закрылось несколько крупных предприятий. Жители стали активно переезжать в южные территории России. Население города в 1991 году составляло 66,5 тысяч жителей, а по состоянию на 2011 год в городе проживает 48,9 тысяч человек.

В настоящее время градообразующие предприятия Печоры работают более-менее стабильно, а темпы снижения численности населения замедляются. Город начал медленно развиваться. В 2010 году принят генеральный план развития Печоры до 2030 года.

Герб города разработал художник В. И. Худяев. Герб был утверждён 15 сентября 1983 года. Щит герба вертикально разделен на две половины — светло-синюю и красную, повторяющих цвета государственных флагов РCФСР и Коми АССР. Между светло-синей и красной половинами щита расположено стилизованное изображение зелёной ели. Ель обрамляет голубое крыло, которое символизирует, что Печора — город транспортников, ломаная красная стрела — символ энергетиков. Внизу герба — дата «1949» — год образования города. Герб венчает золотой коми национальный орнамент. Голубая полоса символизирует великую северную реку — Печору, от которой произошло название города. Надпись «Печора» выполнена в подражание древнепермской письменности (абур, анбур), которая была создана миссионером Стефаном Пермским во 2-й половине XIV в.

Неофициальным гимном города многие считают песню «Огни Печоры».

Численность населения

  • 1959 - 30 586
  • 1970 - 37 803
  • 1979 - 56 361
  • 1989 - 64 746
  • 2002 - 48 700
  • 2010 - 45 543
  • 2011 - 48 930      

Ведущая отрасль промышленности города — электроэнергетика. В городе функционирует филиал ОАО «ОГК-3» «Печорская ГРЭС», первый энергоблок которой был введён в эксплуатацию в 1979 году. В настоящее время на ГРЭС работают 5 энергоблоков общей установленной мощностью более 1 млн кВт (мощность первой очереди — 1,26 млн кВт). Печорская ГРЭС вырабатывает около 1/3 электроэнергии в РК и является одним из крупнейших предприятий электроэнергетики на Европейском Севере России.

Со второй половины 90-х гг. на вторую позицию в экономике города вышла нефтедобывающая промышленность, обеспеченная на перспективу значительными промышленными запасами нефти и газа. В районе Печоры установлены запасы более 20 месторождений углеводородного сырья. Добычу нефти на территории района ведут крупные нефтяные компании («Лукойл» и др.)

По территории района проходят нефтепровод Усинск — Печора — Ухта — Ярославль, газопроводы Усинск — Печора и Западный Соплеск — Печора, метанолопровод Кожва — Вуктыл, ведётся строительство газопровода Ямал — Европа.

С 1979 года в городе работает «Печорский завод железобетонных изделий».

С 1987 года осуществляет деятельность предприятие «Сплав-Плюс», специализирующееся, в основном, на производстве различных металлоконструкции.

Печорское автотранспортное предприятие было организовано 15 марта 1955 года. Оно имело два стареньких грузовика, три автобуса ПАЗ-651 и два грузотакси. В настоящее время внутри города действует 6 автобусных маршрутов. Задействованы автобусы Ikarus-260, ПАЗ-3205 и «Газели».

В 2011 году в городе был проведён конкурс на осуществление грузопассажирских перевозок. Конкурс был выигран представителями коммерческих маршрутов. Таким образом, город остался без государственного автотранспорта, что привело к многочисленным нарушениям при осуществлении деятельности пассажирских перевозок.

Транспорт

Автомобильное сообщение

Круглогодичного автомобильного сообщения с центральными районами страны нет. Ведётся строительство автодороги «Ухта — Печора — Усинск».

Водный транспорт

В январе 1932 года для организации регулярного грузового и пассажирского судоходства на реке Печоре было создано Печорское речное пароходство, которое с 1946 г. размещается в Печоре. В июне 1940 года для транспортного обслуживания строительства Северной железной дороги был организован речной причал Канин Нос. В конце 60-х — начале 70-х гг. он был подвергнут технической реконструкции и стал основой для строительства двух очередей Печорского речного порта, последовательно введенных в эксплуатацию в 1974 и 1978 гг. С этого времени Печорский речной порт стал одним из крупнейших на Европейском Северо-востоке России. Ныне ОАО Судоходная компания «Печорское речное пароходство» — крупнейшее транспортное предприятие в бассейне реки Печоры.

Воздушный транспорт

Вертолёт Ми-8 на постаменте рядом со зданием аэропорта

Аэропорт

Авиапредприятие в городе действует с 1956 года. В настоящее время два раза в неделю осуществляются рейсы «Печора — Ухта — Сыктывкар» и обратно.

Железная дорога

В ходе строительства Северо-Печорской железнодорожной магистрали была открыта железнодорожная станция и в 1941 году организовано Печорское локомотивное депо Воркутинского отделения Северной железной дороги. С 1971 г. локомотивное депо утверждено базовым предприятием МПС по испытанию тепловозов в северных климатических условиях, с 1985 г. — по внедрению новой техники на железнодорожном транспорте, в настоящее время — по переоборудованию действующих магистральных тепловозов. С 2010 года локомотивное депо «Печора» переименовано в «Печора-Северная».

Жилищно-коммунальное хозяйство

Общая площадь городских земель в пределах черты города — 34 кв. км. В городе действуют единые системы отопления, канализации и водоснабжения для промышленных и селитебных зон. Доля застроенных земель в общей площади городских земель составляет 31 %. Площадь зеленых насаждений в пределах застроенной территории равна 28 га, из них 8 га приходится на парк. Территория зеленой зоны вокруг Печоры достигает 9,2 тыс. га, в том числе покрытая лесом — 6,8 тыс. га. Город Печора изначально формировался как два отдельных поселка, возникших при железнодорожной станции и речной пристани. И, несмотря на интенсивную застройку обеих частей города в советский период, Печора до сих пор не представляет из себя единой градостроительной структуры. Природным препятствием для образования единого жилого массива служит заболоченное понижение, которое не позволяет сомкнуться железнодорожной и речной частям города. Часть городских земель попадает в зону паводковых затоплений. В 1950-60-е гг. город застраивался в основном малоэтажными деревянными жилыми домами, в последующие годы — 5- и 9-этажными зданиями в кирпичном и панельном исполнении.

Культура

В 1969 году на общественных началах в городе был открыт историко-краеведческий музей, в 1977 году он получил статус государственного. Имеет филиал в здании школы № 83. 30 октября 2001 года в здании историко-краеведческого музея была открыта отдельная экспозиция «Покаяние», посвящённая жертвам политических репрессий.

В городе установлен единственный в России памятник полярному исследователю В. А. Русанову, совершившему в 1901—1903 годах экспедицию в бассейн реки Печоры, является своеобразным символом города. Также есть памятники С. М. Кирову, М. Горькому. Действует несколько домов культуры (Дом культуры железнодорожников внесен в государственный список памятников истории и культуры), сеть массовых библиотек, детский парк культуры и отдыха имени Володи Дубинина. В Печоре размещены учреждения Национального парка «Югыд Ва».

Образование

Печорское речное училище (с 2006 года филиал Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций) — крупное учебное заведение по подготовке высококлассных специалистов для речного флота, располагающее современной материальной базой. Тысячи выпускников училища работают в 23 бассейнах России и в разных широтах мирового океана.

Печорский промышленно-экономический техникум — в нем обучается более тысячи человек по 16 профессиям начального и 4 специальностям среднего профессионального образования. В техникуме 11 учебных корпусов, современный производственный комплекс, включающий в себя кондитерский цех, 2 учебных магазина, парикмахерскую «Дебют».

В системе общего образования действует 8 школ, в том числе одна гимназия.

Известные люди

Иконников, Анатолий Иванович (1945—2010) — выдающийся аккордеонист, лауреат международных конкурсов и фестивалей. Удостоен званий «Заслуженный работник культуры Коми АССР» (7 декабря 1989 года), «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» (11 октября 2001 года).

Мурашова, Вера Николаевна (1934) — журналист из Республики Коми. Работала в республиканской газете «Красное Знамя», затем в печорской газете «Печорское Время». Позже работала в гимназии в Кингисеппе, преподавала журналистику для школьников. Член Союза журналистов России.

Религия

Действует Печорский Богородицкий Скоропослушнический монастырь — до 2005 года самый северный женский православный монастырь в мире. В декабре 2006 года был открыт храм Спаса Нерукотворного, его здание находится в процессе строительства.

  • :