Коми тропы социолога Питирима Сорокина

В обычной семье ремесленника в небольшом коми селе Турья родился Питирим Сорокин — выдающийся ученый в области социологии и культурологии. Случилось это 21 января 1889 года.

Отец будущего ученого Александр Прокопьевич был устюжанином и занимался церковно-реставрационными работами. Именно в Великом Устюге он выучился чеканному ремеслу у знаменитых мастеров. Его поход за 300 верст от родных мест на заработки объясняется просто — в те годы Коми край привлекал людей самого разного толка.

Коми тропы социолога Питирима Сорокина

Свои странствия в поисках заработка старший Сорокин начал с Жешарта. Здесь Александр Прокопьевич познакомился с Пелагеей Васильевной – зырянкой крестьянского рода – которая в 1883 году стала его женой. Очень скоро после свадьбы Сорокин заканчивает реставрационные работы в Жешарте, и молодые перебираются в село Гам. В 1885 году у них родился первенец Василий. Продолжая свое путешествие в поисках работы, молодая семья проходит Коквицы, Айкино, Усть-Вымь, Ляли, Княжпогост, Вотчу, Оттлы, Онежье, и наконец добираются до Турьи. Здесь у Александра Прокопьевича и Пелагеи Васильевны появляется на свет второй сын, которого они назвали Питиримом в честь епископа Питирима (одного из местных усть-вымских святых, чей праздник по церковному календарю 1889 года приходится на 24 января 1889 года, о чем имеется запись в метрической книге воскресенской церкви села Турья. В Турье семья остается зимовать в доме Ивана Алексеевича Панова, земляка Сорокина, преподавателя Турьинского земского училища. Весной, по окончании работ в Турье, семья Сорокиных двинулась дальше вверх по реке – к селам Кони и Весляна — это были крайние обжитые поселения, и семья отправилась вниз по реке, делая остановки там, где имелась работа. К осени 1892 года они добрались до Коквиц. В этом селе в 1893 году Пелагея Васильевна родила третьего сына Прокопия и там же в 1894 году скончалась от рака в возрасте 34 лет.

Старший Сорокин отдал на воспитание сестре жены младшего сына, а старших, как и было принято в Руси в те времена, начал обучать ремеслу. После смерти жены он крепко запил. Приступы запоя заканчивались белой горячкой. В 1899 году, после очередного такого приступа, 14-летний Василий и 10-летний Питирим ушли от отца и начали самостоятельную жизнь бродячих ремесленников. Подростки отправились вверх к истокам реки Вычегды. Несмотря на малый возраст мастеров, им заказывали работу в нескольких селах, в том числе и в Палевицах; а в Римье они были наняты даже для реставрации Яренского Спасского собора (!). Объем работ был настолько масштабен, что Сорокины даже брали помощников.

По окончании этого подряда в 1902 году Василий и Питирим отправились на работу в село Гам. Несмотря на такую раннюю трудовую деятельность, Питирим успевал еще и учиться. В любом селе, где семья задерживалась на более длительный срок, он посещал школы грамоты. В 1901 году, работая в Палевицах, он окончил там Церковно-приходскую школу. Обладая живым умом, мальчик все знания схватывал налету. В 1902 году в селе Гам, где жила тетка Питирима Анисья, взявшая на себя опеку над ребятами, открылся набор в Гамскую второклассную школу, которая была создана специально для подготовки учителей в школы грамоты в селах Яренского уезда. Этим учебное заведение отличалось от обычных церковно-учительских школ, воспитывавших преподавательские кадры для церковно-приходских школ. В толпе зевак и родителей, присутствующих на публичном экзамене, устроенном кандидатам в первый набор учащихся, оказался и Питирим Сорокин. Решив попробовать свои силы, он блестяще справился с испытанием и в числе немногих был принят в школу. Положенная ему стипендия составляла всего 5 рублей в год, и эти два года полуголодной жизни в школе Сорокин выдержал только благодаря помощи и поддержке Анисьи, снабжавшей его сухарями.

Незаурядный ум выпускника и его мышление не могли оставить равнодушными умных интеллигентных людей. Первым, кто обратил свое внимание на необычного юношу, был учитель Гамской школы Образцов. По его протекции осенью 1904 года Питирим поступает на казенный кошт в Хреновскую церковно-учительскую школу в деревне Хреново Костромской губернии. Эта школа открывала своим выпускникам дорогу в светские высшие учебные заведения.

В России в те годы в обществе бурлили революционные настроения, и Питирим не смог устоять в стороне от этих волнений. Он увлекся социалистической идеологией, был арестован полицией, а после освобождения осенью 1907 года направляется в Санкт-Петербург.

Именно здесь Питирим Сорокин прошел становление как личность, как ученый культуролог и социолог. Он активно учился и работал. Его незаурядный ум помогал ему оканчивать экстерном университеты и всевозможные курсы. С упоением поглощая научные труды, он получал более расширенный учебный материал, чем было предусмотрено учебным планом университета. Поэтому все его дипломы со знаком отличия.

Будучи студентом университета, Сорокин ведет активную научную и публикаторскую деятельность. В этот период он публикует более десятка серьезных научных работ, не считая рецензий, рефератов и обзоров публикаций в зарубежной периодике. В это время он сотрудничает с журналами «Вестник психологии», «Вестник знания», «Запросы жизни», «Заветы», «Новые идеи в социологии». Главное его достижение в этот период – пятисотстраничная монографическая работа (зима 1912 – 1913 года) «Преступление и кара, подвиг и награда», которая вышла в 1914 году, была отмечена многими положительными рецензиями ученых.

В 1917 году после Февральской революции, социология в России приобрела характер официально признанной научной дисциплиной. Сорокин в 1919-1922 гг. был руководителем межфакультетской кафедры, затем – отделения социологии Петроградского университета. Во время революции он принял активное участие на стороне партии эсеров. После октября 1917 года встал в оппозицию большевистскому режиму, принимал участие в политической борьбе на Севере. В 1918 году дважды бы арестован большевиками и находился на грани расстрела. В сентябре 1922 ода Питирим Сорокин с группой других ученых, не принимающих марксистскую идеологию и большевистскую политику, был выслан из Советской России. Жил и работал в Праге. Читал курсы в университетах Иллинойса и Висконсина США, затем получил предложение занять место штатного профессора в Миннесотском университете.

В возрасте 66 лет Сорокин вышел на пенсию, но остался директором Гарвардского исследовательского центра по созидательному альтруизму. 31 декабря 1959 г. в возрасте 70 лет он ушел со всех постов в Гарварде. В последнее десятилетие своей жизни он продолжал активную научно-преподавательскую работу, выступая с лекциями в разных университетах, работая над книгами и статьями. Им опубликовано более 30 книг. Питирим Сорокин пользовался большим влиянием в мире социологии при жизни. Однако в дальнейшем оказался полузабытым как на Родине, так и на Западе. Исключение составляют лишь его идеи в области социальной мобильности. С начала 90-х годов в России появляется интерес к трудам Питирима Сорокина. За последние годы опубликован целый ряд его работ и исследований, посвященных его жизни и творчеству.

  • :